Принят закон, определяющий деятельность и полномочия Кабинета Министров
На очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса 30 сентября 2019 года депутаты рассмотрели ряд законопроектов, направленных на правовое обеспечение реформ в различных сферах общественно-политической, социально-экономической жизни страны и дальнейшее укрепление имиджа Узбекистана на международной арене.
В частности, депутаты приступили к работе с рассмотрения проекта Закона «О ратификации Международной конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (Париж, 20 октября 2005 года)».
Отмечено, что главная цель конвенции, которая в настоящее время ратифицирована 145 странами, заключается в сохранении и поощрении различных форм культурного самовыражения, создании необходимых условий для свободного общения различных культур посредством международного сотрудничества и солидарности в этой области.
В настоящее время в нашей стране ведется поэтапная работа в соответствии с основными положениями настоящей конвенции. Это – международные мероприятия, такие как традиционный музыкальный фестиваль «Шарк тароналари», Международный фестиваль искусства мaкома и Международный фестиваль искусства бахши.
Ратификация этой конвенции поможет сохранить, продвинуть и более широко развить древнюю культуру нашего народа.
На заседании также активно обсужден проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на либерализацию ответственности за нарушения правил пребывания в Республике Узбекистан».
Как было подчеркнуто, изучение уголовного законодательства ряда зарубежных стран показывает, что за нарушение правил пребывания в стране уголовной ответственности нет. Это, в свою очередь, создает необходимость декриминализации статьи 224 Уголовного кодекса Республики Узбекистан. Также анализ национального законодательства и статистика нарушений, связанных с правилами пребывания в Республике Узбекистан, требуют дифференциации административной ответственности для граждан республики, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Исходя из этого законопроектом вносятся соответствующие поправки в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс об административной ответственности, направленные на либерализацию ответственности за нарушение правил пребывания в Узбекистане.
По мнению депутатов, принятие законопроекта предоставит юридическую гарантию компетентным органам по обеспечению скорейшего рассмотрения данной категории деятельности, а также реформ, направленных на дальнейшее повышение туристического потенциала нашей страны.
Наряду с этим на заседании обсужден законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О Кабинете Министров Республики Узбекистан» в новой редакции. Проект определяет открытое, прозрачное функционирование правительства, его полномочия в конкретных областях и направлениях. Ожидается проведение Премьер-министром целевых правительственных выездных встреч в регионах с участием глав местных органов исполнительной власти, руководителей территориальных органов государственного управления и представителей неправительственных некоммерческих организаций. Также определяются полномочия и ответственность Премьер-министра, его первого заместителя и заместителей, советников Премьер-министра, министров, председателей государственных комитетов.
Теперь мониторинг и анализ работы правительства с обращениями, полученными от физических и юридических лиц в органах государственного управления и местных исполнительных органах, закрепляются на уровне закона. Кроме того, в законопроекте отмечается, что решения Кабинета Министров и действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы.
По мнению депутатов, отражение таких новых норм в проекте позволит обеспечить законное, прозрачное и демократическое функционирование правительства в соответствии с принципами разделения и взаимозависимости ветвей власти. В то же время открытая и прозрачная работа правительства, эффективное управление исполни
тельной властью, а также обеспечение защиты прав и свобод человека послужат прочной правовой основой при обеспечении приоритетных интересов народа на качественно новом уровне.
Еще один вопрос на повестке дня – законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» направлен на кардинальное улучшение государственного управления в области ветеринарии и животноводства.
Этот проект, направленный на достижение целей, изложенных в Указе Президента Республики Узбекистан от 28 марта 2019 года, расширит круг ключевых задач и функций в связи с совершенствованием системы управления сферы ветеринарии и животноводства.
Члены парламента отметили, что принятие законопроекта будет способствовать внедрению в республике научно обоснованных инновационных методов ведения селекционно-племенной работы, системной организации работы по увеличению поголовья племенного скота, искусственному осеменению, улучшению породистости скота.
Затем депутаты подробно обсудили законопроект «Об учреждении ордена «Дўстлик» высшей степени».
Как было отмечено, проектом закона устанавливается, что орденом «Дўстлик» высшей степени награждаются граждане Республики Узбекистан. В отдельных случаях лица, не являющиеся гражданами Республики Узбекистан, за особые заслуги в укреплении многовековых отношений дружбы и добрососедства между братскими народами, единства народов, плодотворную деятельность в развитии всестороннего стратегического партнерства, достижении межрегионального согласия, а также активное участие в укреплении взаимопонимания и доверия между народами.
Очередным вопросом, вызвавшим активную полемику, стал законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О рациональном использовании энергии».
Целью настоящего проекта закона, разработанного по инициативе депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса, является совершенствование правовых основ рационального и эффективного использования электро- и теплоэнергии, топлива и других нетрадиционных энергоресурсов в отраслях экономики и социальной сфере, а также оказания услуг внедрения современных энергосберегающих технологий.
По мнению парламентариев, принятие этого проекта закона послужит оптимизации затрат на энергоресурсы, реализации системного мониторинга эффективности потребления энергоресурсов, осуществлению мер, направленных на уменьшение объема потребляемых энергоресурсов, укреплению стабильности и экономического роста, а также увеличению поступлений в бюджет и реальных доходов населения.
Законопроект, внесенный в повестку дня заседания «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», разработан с целью исполнения Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию государственного регулирования производства и оборота алкогольной и табачной продукции, а также развития виноградарства и виноделия» от 5 февраля 2019 года.
Проектом закона определяется запрет на реализацию алкогольной и табачной продукции объектами торговли, расположенными в радиусе менее двухсот метров от образовательных, спортивных и религиозных учреждений, а также в торговых комплексах (на рынках) с общей торговой площадью более тысячи квадратных метров и ярмарочных павильонах.
Кроме того, устанавливается запрет и ответственность за ввоз на территорию республики алкогольной продукции (за исключением пивоваренной и винной продукции) в полимерной потребительской таре, изготовленной из полиэтилена, полистирола и иного полимерного материала.
Из практики известно, легче создать и открыть субъект предпринимательства, но труднее ликвидировать и закрыть его. Поэтому многие предприниматели предпочитают вести деятельность, не создавая юридического лица, не регистрируясь в государственном реестре. Так, целью осуществляемых реформ в стране являются упрощение порядка ликвидации субъектов предпринимательства, предотвращение факторов, связанных с коррупцией путем повышения прозрачности.
В этом смысле можно понять активное обсуждение депутатами проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые зако
нодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием порядка ликвидации субъектов предпринимательства».
Законопроектом определяется, что срок, являющийся основанием для признания предприятия не осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность, составляет девять месяцев. По представлению органа государственной налоговой службы предприятия, не осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность, переводятся регистрирующим органом из Единого государственного реестра субъектов предпринимательства на бездействующий режим сроком на три года. Регистрирующий орган исключает их из Единого государственного реестра субъектов предпринимательства при невосстановлении деятельности предприятий, переведенных на бездействующий режим, в течение трех лет. Исходя из этого вносятся изменения и дополнения в соответствующие законодательные акты.
Как подчеркивают депутаты, принятие данного законопроекта упростит и повысит прозрачность процедуры ликвидации субъектов предпринимательства.
На заседании депутатами также обсуждены и другие вопросы, входящие в полномочия Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, приняты соответствующие постановления.
Пресс-служба Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан