Новый Узбекистан: Президентские выборы и новое избирательное мировоззрение
В чем особенность выборов Президента?
Размышляя об этом, прежде всего следует указать на следующие особенности выборов Президента.
Первая. В соответствии с поправкой к статье 117 Конституции Республики Узбекистан Президентские выборы впервые состоялись в октябре. Ранее в Основном Законе было установлено проведение выборов в первое воскресенье третьей декады декабря с учетом того, что в сезон сбора хлопка будут задействованы шесть-семь миллионов граждан, имеющих конституционное право - голосовать.
Это, с одной стороны, вызывало множество проблем при подготовке избирательных участков к голосованию в морозные зимние дни на местах. С другой - также оказывало определенное негативное влияние на активность граждан на выборах. В этом смысле тот факт, что нынешние Президентские выборы прошли в октябре, предоставил возможность найти легкое решение подобных проблем.
В результате из 20 158 907 избирателей, включая соотечественников за рубежом, в выборах Президента участвовали 16 212 343 избирателя. Это 80,4 процента от общего числа избирателей. С 14 по 20 октября этого года 421 618 избирателей воспользовались возможностью проголосовать досрочно.
Вторая. На избирательных участках были созданы необходимые условия для надежной защиты здоровья населения в условиях пандемии, безопасности электората и всех участников избирательного процесса. Выборы прошли в полном соответствии с требованиями карантина в связи с коронавирусом.
В окружные и участковые избирательные комиссии доставлены 12 700 000 одноразовых медицинских масок, 21,5 тысячи литров антисептических и других видов защитных и дезинфицирующих средств. Стоит также отметить, что практически все члены избирательных комиссий вакцинированы, а те, кто не получил вакцину, либо недавно переболели, либо имеют противопоказание к вакцинации.
Третья. Президентские выборы прошли на основе Избирательного кодекса, который принят в 2019 году. Иными словами, Избирательный кодекс Республики Узбекистан успешно прошел проверку практикой.
Стоит обратить внимание на то, что за последние пять лет произошли серьезные изменения в национальном избирательном законодательстве страны. Как отмечают международные и зарубежные эксперты, последовательное совершенствование избирательного законодательства в Узбекистане и практика проведения выборов вышли на качественно новый уровень.
В частности, 8 февраля и 31 мая текущего года в Избирательный кодекс внесены изменения и дополнения. На этой основе в первую очередь обеспечены права и гарантии участников избирательного процесса, то есть избирателей, политических партий, избирательных комиссий, средств массовой информации, а также национальных и международных наблюдателей. Составлен единый электронный список избирателей.
Благодаря внедрению современных информационных технологий дополнительно усовершенствована информационная система управления избирательными процессами. В частности, на избирательных участках, расположенных в 207 районах и городах страны, установлено 414 камер видеонаблюдения. Это на 147 процентов больше показателя за 2019 год, когда проходили парламентские выборы.
Кроме того, на всех избирательных участках была запущена онлайн-демонстрация процесса голосования. Этот процесс беспрерывно транслировался в прямом эфире, в частности, на избирательном портале Центральной избирательной комиссии и на большом экране в здании Пресс-центра ЦИК, а также на телеканале «Узбекистон-24».
Четвертая. Выборы прошли в демократическом духе, основанном на принципах открытости и прозрачности. В атмосфере острой межпартийной борьбы принимали активное участие кандидаты в Президенты от партий и их доверенные лица. Они выступали со своей программой, проводили предвыборную агитацию во всех регионах страны.
Каждому из кандидатов в Президенты было выделено 210 минут бесплатного эфирного времени на телеканалах «Узбекистон-24», «Узбекистон», «Ёшлар», «Махалла» и «Маданият ва маърифат». Телевизионные и радиопередачи политических партий, касающиеся предвыборной агитации, транслировались по четыре раза на каждом теле- и радиоканале в 150-секундном блоке. На эти цели Национальная телерадиокомпания Узбекистана выделила 1900 минут на 13 региональных телеканалах.
Пятая особенность имела важное значение в организации работы Центральной избирательной комиссии, окружных и участковых избирательных комиссий в соответствии с требованиями Избирательного кодекса и Программой основных мероприятий по подготовке выборов Президента Республики Узбекистан, которые базировались на принципах законности, независимости, объективности, открытости, прозрачности и гласности.
Следует также подчеркнуть, что во время избирательной кампании для предвыборной агитации для политических партий и кандидатов в Президенты создавались равные и широкие возможности.
Шестая. Избирательный процесс широко освещался средствами массовой информации. В связи с этим особенно активными были социальные сети. Этот фактор, без сомнения, способствовал тому, чтобы Президентские выборы прошли в духе открытости и гласности, в полном соответствии с национальным избирательным законодательством, которое отвечает международным стандартам, а также таким общепризнанным демократическим принципам, как свобода и справедливость.
Издания общегосударственного значения для каждого кандидата в Президенты в период избирательной кампании выделили по пять страниц в газетах «Янги Узбекистон», «Правда Востока», «Халк сузи», «Народное слово», а также по 5,5 страницы в газетах «Овози тожик» и «Нурлы жол». 26 местных газет в регионах предоставили каждому кандидату по 42 страницы.
Седьмая. Впервые между представителями кандидатов проведены теледебаты. Это позволило избирателям сравнить идеи, выдвинутые каждой политической партией, а партиям - свободно выразить свои взгляды и мнения, внести новые предложения и инициативы по преобразованию жизни государства и общества.
Восьмая. 847 370 агитационных плакатов, отражающих биографию и предвыборную программу кандидатов в Президенты, опубликованы на узбекском, каракалпакском, русском и впервые на таджикском, казахском, туркменском и кыргызском языках. Информация о кандидатах регулярно демонстрировалась на электронных мониторах (421), установленных по всей стране.
Девятая. Агитационные материалы и избирательные бюллетени были напечатаны шрифтом Брайля, а также распространены в виде аудиозаписей и обеспечены сурдопереводом для полноценного участия в выборах граждан с ограниченными возможностями.
Десятая. Активное участие во всех этапах избирательной кампании приняло большое количество представителей институтов гражданского общества, в частности, махаллей, негосударственных некоммерческих организаций, национальных культурных центров, волонтеров.
Одиннадцатая. Избирательные процессы освещали 1439 представителей 197 отечественных СМИ и 233 журналиста более чем из 140 зарубежных средств массовой информации. Общее число аккредитованных составило 1672 человека.
В ходе избирательной кампании в зарубежных и национальных изданиях опубликовано свыше 76 000 материалов. Это на 34 000 больше, чем на парламентских выборах 2019 года.
Двенадцатая. За выборами непосредственно следил 631 международный наблюдатель из 20 престижных международных организаций, таких как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и Парламентская ассамблея ОБСЕ, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, Шанхайская организация сотрудничества, Содружество Независимых Государств и Межпарламентская ассамблея СНГ, Совет сотрудничества тюркоязычных государств и Организация исламского сотрудничества.
Кроме того, 340 иностранных наблюдателей из около 50 стран мира приняли активное участие в наблюдении за избирательным процессом. В общей сложности - 971 международный и иностранный наблюдатель.
Тринадцатая. 64 450 представителей пяти политических партий и органов самоуправления граждан приняли активное участие в избирательном процессе в качестве национальных наблюдателей.
Четырнадцатая. 299 780 граждан, включенных в списки избирателей, получили возможность проголосовать на 54 избирательных участках в 37 странах мира. Раньше в выборах участвовали только официально зарегистрированные граждане Узбекистана в консульских представительствах.
На нынешних выборах в 11 странах, где у нашей страны нет дипломатических представительств, созданы необходимые условия для соотечественников за рубежом. То есть в 149 городах мира было создано 380 дополнительных мобильных избирательных участков.
Пятнадцатая. На выборах Президента отмечены значительные показатели голосования: с одной стороны, 887 686 юношей и девушек впервые реализовали свои конституционные права, а с другой - 22 тысячи наших соотечественников обрели право участвовать в выборах, так как в последние годы получили гражданство Узбекистана.
Все это доказывает, что дух открытости и гласности, который становится все сильнее в обществе, проявился и в избирательном процессе. А значит, сегодня новый Узбекистан, основанный на демократических принципах, продолжает следовать национальным и историческим традициям наших великих предков, еще больше обогащая их, и привлекает внимание всего мира в качестве развивающегося современного демократического государства.
Выборы Президента стали еще одним ярким проявлением высокого политического мышления и мудрости нашего народа, что является неотъемлемым и логическим продолжением последовательных реформ, проводимых во всех сферах, включая политико-правовое, социально-экономическое, духовно-образовательное развитие в новом Узбекистане.
Президентские выборы: достойная оценка эффективной Стратегии действий и выражение высокого доверия к Стратегии нового Узбекистана
На выборах Президента Республики Узбекистан народ не только избрал главу государства, но и выбрал будущее нового Узбекистана. Голосовал за свое будущее. Кроме того, дал достойную оценку широкомасштабным реформам и стремительным демократическим преобразованиям в рамках Стратегии действий, которые реализованы за последние пять лет.
Узбекистанцы на практике подтвердили свою приверженность эффективно реализуемым инициативам главы государства - Шавката Мирзиёева, автора этой стратегической программы, настоящего патриота и самоотверженного человека.
Действительно, под руководством вновь избранного Президента за короткий промежуток времени во всех сферах жизни страны произошли фундаментальные изменения. В результате последовательной внутренней и внешней политики, проводимой главой государства, наша страна стремительно развивается, а жизнь народа становится более благополучной.
Дают свой практический эффект реформы, направленные на координирование законодательным путем социально-экономических и духовно-политических отношений на основе демократических принципов, дальнейшее повышение качества и уровня жизни населения. Права граждан, их человеческое достоинство имеют первостепенное значение.
Сегодня в Узбекистане широко используется девиз «За человеческое достоинство!» При этом важно, что в нашу жизнь последовательно внедряется принцип «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу». Создание Народных приемных и Виртуальной приемной при Президенте Республики Узбекистан показало: человек не уронит своего достоинства и сохранит авторитет, если относиться к нему с уважением, быстро и эффективно находить решения насущным проблемам.
Наших друзей и близких партнеров становится все больше.
Свыше тысячи международных и иностранных наблюдателей и представителей мировых СМИ признали, что выборы Президента Республики Узбекистан были прозрачными, прошли в духе открытости и гласности, согласно принципам демократии, законности и справедливости.
Народ Узбекистана выразил уверенность в том, что вместе с лидером нации Шавкатом Мирзиёевым готов участвовать в строительстве нового Узбекистана. Избиратели в очередной раз активно поддержали своими голосами созидательную, самоотверженную и чрезвычайно ответственную работу Президента Узбекистана на пути создания основ третьего Ренессанса.
Главное, сегодня узбекистанцы поставили перед собой большие цели в рамках новой Стратегии развития Узбекистана, изложенной в книге Президента Шавката Мирзиёева «Стратегия нового Узбекистана». И если мы объединимся на этом благородном пути, если будем работать вместе как единое целое, то обязательно достигнем амбициозных целей.
Новый Узбекистан и новое избирательное мировоззрение
Главное, выборы Президента в новом Узбекистане отчетливо продемонстрировали формирование нового избирательного мировоззрения. Это отразилось в растущей политической активности граждан и чувстве сопричастности к судьбе нового Узбекистана, а значит, и к своему будущему, будущему новых поколений.
Следует особо отметить, что сегодняшние выборы Президента имеют решающее значение для дальнейшего развития и процветания Родины, повышения благосостояния народа. Поэтому в стране тщательно и оживленно готовились к этому важному судьбоносному политическому событию: выборы впервые организованы на основе Избирательного кодекса.
Тот факт, что граждане имеют право избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, закреплен в нашей Конституции. Выборы - это главный признак правового демократического государства, свободное волеизъявление народа. Созданная в стране совершенно новая избирательная система служит полной реализации важнейшего политического права граждан.
Избирательный процесс проведен в соответствии с нормами международного права, принципами прозрачности, многопартийности, свободы, равенства. Особое значение в связи с этим имеет тот факт, что законодательством об избирательной системе определено свободное участие граждан в предвыборной кампании и голосовании, тайное голосование, непосредственное осуществление этого каждым гражданином самостоятельно.
Большинство международных, иностранных и национальных наблюдателей отметили: в день выборов избирательные участки были переполнены. Внимание привлекло и приподнятое настроение избирателей. Это свидетельствует о повышении политической культуры населения.
Активное участие наших граждан в голосовании, их искреннее исполнение своего конституционного долга - яркое свидетельство того, что народ Узбекистана небезразличен к будущему Родины. Главное, такая активность проявлялась одинаково во всех регионах страны и за рубежом.
Конституционным долгом Президента Республики Узбекистан в качестве главы государства является обеспечение скоординированной деятельности и сотрудничества органов государственной власти. На Президента возложены такие ответственные функции, как проведение внутренней и внешней политики в стране, повышение благополучия народа. А выполнять подобные задачи в полном объеме, обеспечивая стабильность и безопасность страны, - задача непростая. В этом плане народ глубоко осознал: важность голосования за достойного кандидата на выборах очень велика. Что и подтвердили результаты выборов.
Подытоживая вышеизложенное, можно сказать, что изменение мировоззрения - огромное достижение. Если сознание и мировоззрение человека изменятся, то обязательно изменится и его жизнь. На этой основе, как отметил Президент Шавкат Мирзиёев, «вместе мы обязательно реализуем Стратегию развития нового Узбекистана! Построим новый Узбекистан вместе! И вместе создадим фундамент третьего Ренессанса».
Акмал Саидов.
Первый заместитель Спикера Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан.