В декабре в Узбекистане пройдут парламентские выборы на основе нового избирательного законодательства
Выборы – один из древнейших институтов демократии, определяющий форму и способы управления государством. Демократия немыслима без выборов. В настоящее время во всех регионах мира признается, что свободные и справедливые выборы являются определяющим фактором в процессе демократизации и одним из основных средств выражения воли народа.
В Республике Узбекистан становление и развитие современной избирательной системы, отвечающей демократическим требованиям, происходило постепенно. Была сформирована законодательная база, обеспечивающая гарантии свободного волеизъявления граждан и право каждого гражданина избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Вступление в силу 26 июня 2019 года Избирательного кодекса, объединившего в один документ законы, регулирующие организацию и проведение президентских, парламентских выборов и выборов в местные представительные органы, имеет важное политическое значение в общественной жизни страны.
Кодекс состоит из 18 глав и 103 статей. Концептуальную основу избирательной системы Республики Узбекистан составляет свобода выборов. Новый избирательный кодекс пронизан такими основополагающими принципами как:
всеобщность избирательного права (статья 4) – каждый гражданин Узбекистана по достижении 18 лет ко дню выборов имеет право избирать независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, языка, отношения к религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, образования, рода и характера занятий;
равное избирательное право (статья 5) – каждый гражданин, участвующий в выборах, имеет один голос;
прямое избирательное право (статья 6) – кандидаты избираются гражданами непосредственно, то есть лично;
тайное голосование (статья 7) – голосование на выборах является свободным и тайным без какого-либо контроля за волеизъявлением граждан;
открытость и гласность выборов (статья 8) – подготовка
и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии открыто и гласно. Соблюдение данного принципа создает условия для освещения средствами массовой информации хода подготовки и проведения выборов, а также проведения национального и международного наблюдения за выборами.
22 декабря 2019 года пройдут выборы депутатов в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан и депутатов в местные Кенгаши народных депутатов. Впервые они пройдут в соответствии с новым Избирательным кодексом.
В связи с этим, хотелось бы особо отметить важные нововведения в избирательном законодательстве. В частности, исключен институт квотирования депутатских мест для представителей Экологического движения Узбекистана в Законодательной палате Олий Мажлиса. Закреплено участие всех 150 депутатов Законодательной палаты во всенародных выборах. Тем самым в стране создана здоровая межпартийная конкуренция с равными условиями для всех политических партий. И каждая политическая партия может выдвинуть своего кандидата.
Избирательным кодексом также предусмотрен Единый электронный список избирателей Республики Узбекистан, являющийся государственным информационным ресурсом, содержащим информацию о гражданах-избирателях, адресах их постоянного и временного места жительства. Основной целью Единого электронного списка избирателей является реализация важнейшего принципа равного избирательного права, выражающегося в том, что каждый гражданин, участвующий в выборах, имеет один голос.
Избирательным кодексом внедрен единый избирательный бюллетень для голосования в день выборов, в том числе досрочно, и соответственно упразднено понятие «избирательный лист».
Следует отметить, что Избирательный кодекс разработан с учетом рекомендаций Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, Всемирной ассоциации избирательных органов и Организации исламского сотрудничества.
Такая модернизация избирательной системы и соответственно принятие Избирательного кодекса продиктовано требованием времени.
Новый Избирательный кодекс способствует систематизации и упорядочению норм национального избирательного права, повышает ясность и доступность избирательного законодательства, создает устойчивую правовую основу для формирования независимых избирательных комиссий с широкими полномочиями и современной технической оснащенностью, а также расширяет гарантии избирательных прав, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан.
Мониторинг назначенных на 22 декабря текущего года выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса Узбекистана будут вести более 600 наблюдателей из около 50 государств и международных организаций, сообщил в понедельник ТАСС председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) республики Мирзо-Улугбек Абдусаломов.
«Ожидаем, что мониторинг избирательной компании и непосредственно выборов будут вести более 600 иностранных наблюдателей из около 50 государств Америки, Европы, Азии и Африки, а также от всех международных организаций мира, деятельность которых связана с мониторингом выборов. Например, ОБСЕ/БДИПЧ планирует направить на предстоящие выборы миссию из почти 300 наблюдателей. Из ЦИК России, а также Парламентской ассамблеи СНГ сообщили о том, что готовы участвовать на выборах в Законодательную палату Олиймажлиса. Помимо этого, ожидается приезд миссии ассамблеи Межпарламентского союза, представителей ряда независимых институтов гражданского общества и из США», - сказал Абдусаломов.
Глава ЦИК подтвердил, что в ходе начавшейся избирательной компании и непосредственно в день голосования в республике не будет ни одного закрытого для иностранных наблюдателей избирательного участка.