Глобальный диалог о многомерной бедности в Узбекистане
ЦУР 1 заключается в том, чтобы искоренить бедность во всем мире во всех ее формах к 2030 году. Вызовы, связанные с геополитической нестабильностью, сбоями в цепочках поставок и продовольственных сетях, представляют собой серьезные препятствия, которые многие развивающиеся страны должны преодолеть для достижения своих целей. Эти вызовы могут тормозить прогресс и создавать значительные препятствия для экономического и социального развития. Определение причин бедности, оценка их воздействия и реализация мер, направленных на их устранение в каждой конкретной стране, играют важную роль в этом процессе.
В этих целях был внедрен Глобальный индекс многомерной бедности (MPI), разработанный в 2010 году Оксфордской инициативой по борьбе с бедностью и развитию человеческого потенциала (OPHI) и Программой развития Организации Объединенных Наций. В нем используются показатели здравоохранения, образования и уровня жизни для оценки распространенности и интенсивности бедности, с которой сталкивается население. MPI заменил Индекс бедности населения, уже был использован в более чем 100 развивающихся странах и публикуется вместе с Индексом человеческого развития (ИРЧП) в Отчете о развитии человеческого потенциала.
В 2013 году была основана Глобальная партнерская сеть по многомерной бедности (Multidimensional Poverty Peer Network (MPPN), объединяющая 63 страны и более 30 международных организаций, которая оказывает содействие политикам в оценке многомерной бедности для разработке более эффективных мер по ее сокращению. Ежегодные встречи в рамках этой сети уже проводились в Берлине (2014 г.), Картахене (2015 г.), Акапулько (2016 г.), Пекине (2017 г.), Йоханнесбурге (2018 г.), Маэ (2019 г.) и Сантьяго (Чили) в 2021 г. В текущем году подобная встреча состоится в Узбекистане.
Траектория сокращения бедности в Узбекистане
Вопросами сокращения бедности Узбекистан начал усиленно заниматься не так давно. Бедность была впервые официально признана критически важной для страны проблемой в Послании Президента страны в 2020 году. В то время около 6 миллионов человек являлись бедными, а 41% трудоспособного населения был занят в неформальном секторе.
В 2021 году был введен стандартизированный метод оценки уровня национальной черты бедности, который стал важнейшим инструментом для измерения уровня бедности и оценки воздействия проводимой политики. Создание информационной системы «Единый реестр социальной защиты» позволило значительно усилить социальную поддержку. Если в 2017 году количество семей-получателей социальной помощи составляло примерно 500 тыс., то к 2023 году оно возросло до 2,3 миллионов. Расходы на социальные выплаты существенно увеличились в 3,7 раза с 2018 по 2023 год.
Для решения проблемы бедности через поддержку развития предпринимательства путем создания новых рабочих мест были запущены программы «Каждая семья – предприниматель» и «20 тысяч предпринимателей и 500 тысяч квалифицированных специалистов». Отдельно оказывается поддержка и женщинам- предпринимателям для поощрения и поддержки женщин, начинающих свой бизнес.
В 2022 году была внедрена национальная система «Махаллабай», направленная на сокращение бедности и поддержку предпринимательства на уровне самой маленькой административной единицы – махалли, которых в стране насчитывается примерно 9,4 тыс. В период с 2022 по 2024 год через эту систему было предоставлено микрокредитов на сумму $1,7 млрд., для 977,6 тыс. проектов семейного предпринимательства, а также субсидий на общую сумму почти $52 миллиона 152 тысячам человек. За счет внедрения этой системы с начала 2021 года уровень бедности в Узбекистане заметно снизился с 17% до 11%.%. Почти 2 млн. человек выведены из бедности.
Необходимость учета многомерной бедности
В ходе усилий по сокращению бедности в Узбекистане правительство столкнулось с необходимостью более точного учета факторов и критериев бедности, что позволяет с одной стороны более целенаправленно бороться с причинами, вызывающими бедность, а с другой стороны более адресно определять круг бенефициаров помощи и целенаправленно оказывать поддержку наиболее нуждающимся слоям населения.
Поэтому с целью совершенствования инструментов и методик, позволяющих более эффективно бороться с бедностью, правительство Узбекистана официально признало концепцию многомерной бедности в качестве средства ускорения прогресса в деле ликвидации бедности в соответствии с ЦУР 1, так как использование наряду с денежными многомерных показателей бедности способствует более эффективной оценке нуждающихся лиц и разработке соответствующих мер вмешательства.
В этом направлении в Узбекистане был впервые инициирован проект по измерению Индекса многомерной бедности, реализованный совместно Центром экономических исследований и реформ (ЦЭИР), ПРООН, Оксфордской инициативой, ЮНИСЕФ и Институтом ЮНИСЕФ Инноченти. В настоящее время методология измерения многомерной бедности интегрируется с анкетой обследования бюджетов домашних хозяйств узбекского Агентства статистики для расчета многомерных и денежных показателей.
Зарубежные оценки
В Парижской школе экономики (Paris School of Economics) директором ЦЭИР в ходе презентации Индекса многомерной бедности были представлены первые результаты исследования ЦЭИР. Анализ, представленный ЦЭИР показал, что решение проблем в сфере образования, продовольственной безопасности и занятости являются критически важными направлениями для дальнейшего снижения уровня многомерной бедности в Узбекистане. Адресное решение проблем в этих сферах имеет высокий потенциал для сокращения множественных лишений среди уязвимого населения.
Комментируя оценки реформ в Узбекистане, лауреат Нобелевской премии по экономике Абхиджит Банерджи выделил ключевую особенность подхода Узбекистана к борьбе с бедностью - его высокую адресность и индивидуальный характер, подчеркивая, что «система Махаллабай в Узбекистане имеет свой уникальный рецепт по выведению из бедности для каждой нуждающейся семьи». По итогам мероприятия Национальная модель сокращения бедности в Узбекистане признана как успешный пример, достойный распространения на развивающиеся страны.
В Лондоне в междисциплинарном исследовательском центре Оксфордского университета также были представлены инициативы Узбекистана, проводимые в области повышения уровня жизни населения и сокращения бедности. В ходе семинара были представлены фундаментальные разработки и практические наработки в сфере сокращения бедности, в том числе результаты Индекса многомерной бедности, рассчитанного ЦЭИР, которые указывают на распространенность бедности в сельской местности, а также позволяют выявить заметные гендерные различия внутри домохозяйств.
Проф. Сабина Алькайр, директор Оксфордской инициативы по борьбе с бедностью и человеческому развитию, отметила, что «представленные вопросы оценки результатов, определили успешность проводимых преобразований. В этом контексте рассмотрены как монетарные, так и многомерные измерения бедности, применяемые в Узбекистане, включая Индекс многомерной бедности, над разработкой которого OPHI совместно с ЦЭИР имела честь работать». Международными экспертами на этой встрече было признано, что представленные Узбекистаном инициативы выглядят комплексными и нацеленными на решение ключевых проблем, связанных с бедностью.
Международное признание
Исходя из остроты проблемы бедности и достигнутых успехов в ее решении в Узбекистане, видимо, далеко не случайно было принято решение провести 9 ежегодную встречу высокого уровня Международной Сети сотрудничества по вопросам многомерной бедности в 27-28 августа в Ташкенте и 29 августа в Самарканде. В ней примут участие лидеры стран, политики, экономисты, ведущие ученые и эксперты. Организатором выступает Центр экономических исследований и реформ (ЦЭИР) при поддержке ПРООН и Оксфордской инициативы по борьбе с бедностью и человеческим развитием (OPHI). Узбекистан станет площадкой для обсуждения ключевых вопросов борьбы с бедностью, объединяя ведущих экспертов и лидеров стран мира. Обсуждения будут направлены на обмен опытом и результатами для улучшения стратегий борьбы с бедностью на глобальном уровне.
Выбор Узбекистана в качестве принимающей страны означает признание международным сообществом реформ, проводимых в стране в области сокращения бедности, а также успехи по внедрению концепции многомерной бедности, как средства ускорения прогресса в ликвидации бедности в соответствии с Целями Устойчивого развития, что и открывает новые возможности для обмена опытом.
В этом плане проведение 9 встречи высокого уровня в Самарканде и Ташкенте необходимо рассматривать, как продолжение успешной работы по сокращению бедности в Узбекистане, начатой в 2020 году, эффективность которой уже поучила признание со стороны международного европейского сообщества в Париже и в Лондоне. Эта работа проводится в тесном сотрудничестве с международными организациями и экспертным сообществом. И обсуждение вопросов многомерной бедности в Ташкенте и Самарканде призвано дать новый важный импульс ускоренному решению проблемы бедности как в Узбекистане, так и на международном уровне.