Проанализированы проблемы и определены актуальные задачи в сфере внешней торговли
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 5 февраля 2020 года провел совещание, посвященное приоритетным задачам по реформированию системы внешнеэкономической деятельности.
В своем недавнем Послании Олий Мажлису глава государства отметил необходимость улучшения системы контроля и инфраструктуры в сфере внешней торговли, в частности, реформирования на основе зарубежного опыта деятельности таможенных, санитарных, карантинных, ветеринарных и других служб, осуществляющих контроль на таможенных постах.
Сохраняющаяся долгие годы бессистемность в организации работы в этой сфере приводит к определенным трудностям в осуществлении внешней торговли. Об этом свидетельствует и позиция нашей страны в рейтинге “Ведение бизнеса” Всемирного банка по направлению “Трансграничная торговля” – 152-место среди 190 государств.
На совещании обсуждены вопросы улучшения позиции Узбекистана в данном рейтинге, совершенствования работы контролирующих ведомств на основе мирового опыта.
Как известно, во многих странах таможенные органы получают информацию о грузе до его прибытия на границу, что ускоряет прохождение через контроль. В Узбекистане в прошлом году из 416 тысяч деклараций лишь 344 были оформлены до прибытия груза на границу. Предварительное уведомление о карго было осуществлено в 98 процентах случаях перевозки автомобильным транспортом и вовсе отсутствует при перевозке железнодорожным транспортом.
В связи с этим поручено наладить систему, при которой контроль осуществляется не на границе, а до прибытия груза к границе или после выведения продукции в свободный оборот внутри страны.
Подвергнута критике система администрирования: в настоящее время контроль за ввозом и вывозом 1 836 видов товаров осуществляется одновременно тремя ведомствами, вследствие чего оформление импортно-экспортной документации растягивается на недели.
Службам таможенного, ветеринарного контроля, по карантину, санитарному надзору, стандартизации и экологии указано на необходимость изменить методы работы, видеть свою главную задачу в поддержке экспорта.
Отмечена важность внедрения системы, при которой в случае невозможности оперативного расчета таможенной стоимости товаров предприниматель может забрать товар, оплатив ориентировочную стоимость, а разница между уточненной суммой и фактически уплаченной будет возвращена или доплачена позже.
Перед Министерством финансов и Государственным таможенным комитетом поставлена задача разработать новый Таможенный кодекс, усовершенствовать структуру и администрирование таможенных органов с привлечением международных экспертов.
Необходимо превратить Государственную инспекцию по карантину растений в структуру, сотрудники которой должны выезжать на поля и разъяснять земледельцам требования иностранных государств по применению химических веществ и средств биологической защиты, оказывать им практическую помощь.
Президент отметил необходимость искоренения коррупции и незаконного оборота товаров посредством минимизации человеческого фактора через внедрение цифровых технологий.
Движение импортируемой продукции от границы до конечного потребителя должно контролироваться таможенными и налоговыми органами через единую электронную систему. К примеру, можно связать таможенные декларации с электронными счет-фактурами и онлайн-кассами.
Ответственным лицам поручено полностью оцифровать процесс выдачи разрешений и заключений лабораторной проверки, внедрить автоматизированную систему риск-анализа.
На совещании подробно обсужден вопрос сокращения времени прохождения грузов через пограничные пункты.
Анализ показывает, что за последние три года число пересекающих границу с соседними странами выросло в 2 раза, количество транспортных средств – почти в 3 раза. Однако существующая инфраструктура не выдерживает данный поток.
К примеру, некоторые пункты ветеринарного и карантинного контроля не имеют необходимое оборудование. Службы санитарного и эпидемиологического надзора на границе также не готовы к воздействию внешних рисков.
Не организована должным образом работа по распределению грузопотока. Из-за отсутствия ситуационного центра для дистанционного контроля за работой таможенных постов на них возникает длинная очередь. Это приводит к лишним издержкам как предпринимателей, так и государственного бюджета.
В связи с этим ответственным лицам поручено оснастить пограничные посты современными технологиями и ввести в строй до 1 октября текущего года ситуационный центр. Указано также на необходимость внедрения системы проверок грузов “одной остановки” на пунктах пересечения границы с сопредельными государствами.
Отмечалось, что ведомствам внешнеторгового контроля необходимо тесно взаимодействовать и обмениваться опытом с зарубежными коллегами, организовать в нашей стране испытательные лаборатории и наладить отправку товаров вместе с разрешениями, соответствующими иностранным требованиям.
Подчеркнута важность гармонизации национального законодательства с международными соглашениями в области таможни, санитарии и эпидемиологии, транспорта, стандартизации, ветеринарии и карантина для упрощения процессов внешнеэкономической деятельности.
Отдельное внимание на совещании уделено кадровой политике. Указано, что процесс обучения в Таможенном институте не отвечает современным требованиям, необходимо усовершенствовать его деятельность, а также провести переподготовку сотрудников службы ветеринарии и карантина на основе международных стандартов. Затронут также вопрос повышения кадрового потенциала в рамках соглашения с Международной таможенной организацией.
Ответственные лица представили информацию по вопросам, включенным в повестку совещания.
УзА