Анализ реализации экономических инициатив в рамках ОТГ

Эволюция инициатив Узбекистана
С момента первого участия Президента Узбекистана в саммите ОТГ в 2018 году наша страна неизменно выступает с конкретными предложениями в сферах экономики, транспорта, цифровых технологий, экологии и гуманитарного сотрудничества.
В Чолпон-Ате акцент был сделан на развитии торговли и транспортных коридоров. В Баку в 2019 году инициирована идея форума молодых предпринимателей. В период пандемии Узбекистан предложил создать «зелёные коридоры» и упростить логистику. В Самарканде в 2022 году речь шла уже о создании общего пространства новых экономических возможностей и запуске Тюркского инвестиционного фонда. В 2023–2024 годах выдвинуты инициативы о создании Тюркского банка развития, Совета железнодорожных администраций и подписании соглашений о цифровом документообороте. В 2025 году внимание сместилось к логистике, на неформальном саммите в Будапеште было предложено ускорить внедрение систем «единого окна» и «зелёных коридоров» на Транскаспийском маршруте.
Таким образом, за семь лет инициативы Узбекистана приобрели системный характер, формируя долгосрочную стратегию экономической интеграции, активизацию инвестиционной деятельности и промышленной кооперации между странами ОТГ.
Реализация выдвинутых на саммитах инициатив
Прошедшие саммиты ОТГ продемонстрировали, что значительная часть инициатив, озвученных Узбекистаном, перешла из декларативной плоскости в стадию практической реализации.
В первую очередь стоит отметить запуск Тюркского инвестиционного фонда. Решение о его создании было принято в Самарканде в 2022 году, юридически оформлено в Анкаре в 2023-м и вступило в силу в начале 2024 года.
В феврале 2025 года на бизнес-форуме стран ОТГ в Азербайджане было принято решение увеличить уставный капитал Тюркского инвестиционного фонда на 20% – с $500 до $600 млн, при этом Узбекистан инвестировал $100 млн.
Сегодня фонд уже начал работу по поддержке совместных проектов, что можно рассматривать как главное достижение в сфере финансовой интеграции. Вместе с тем предложение о создании Тюркского банка развития пока остаётся на обсуждении и рассматривается как следующий шаг в формировании общей финансовой архитектуры.
Не менее показателен прогресс в транспортно-логистической повестке. По инициативе Узбекистана начаты переговоры о создании Совета железнодорожных администраций, а также согласованы документы по внедрению электронных разрешений и систем e-TIR. Эти инструменты формируют базу для будущего единого цифрового пространства перевозок, хотя на практике пока речь идёт о пилотных проектах и согласованных дорожных картах.
Предложение о внедрении «зелёных коридоров» и систем «единого окна» на «Срединном транспортном коридоре» также нашло отражение в итоговых документах, но находится на этапе подготовки к реализации. В качестве конкретного шага на ноябрь 2025 года в Ташкенте запланирован Международный форум ОТГ по мультимодальным перевозкам и логистике.
Развиваются механизмы кооперации в инвестиционной сфере. в В июне 2025 года на встрече в Ташкенте учреждена сеть агентств по привлечению инвестиций TurkIPAnet, которая объединяет институты стран ОТГ.
В целом можно констатировать, что к сегодняшнему дню реализованы или находятся в активной фазе такие инициативы, как Тюркский инвестиционный фонд, цифровизация торговых и транспортных процедур, а также институционализация диалога в финансовой сфере через создание Совета центральных банков.
Потенциал экономик стран ОТГ
Совокупное население тюркских государств превышает 175 млн человек, ВВП по паритету покупательной способности – $5,6 трлн, а внешнеторговый оборот в 2024 году превысил $1,2 трлн. Однако внутренняя торговля между странами составляет лишь около 5% от этого объёма. При этом экономики стран во многом взаимодополняемы, что открывает широкие возможности для роста промышленной кооперации и взаимного экспорта.
Страны ОТГ обладают значительными запасами редкоземельных ресурсов и развитой обрабатывающей промышленностью. Использование имеющегося потенциала позволит расширить взаимную торговлю и усилить промышленную кооперацию между странами ОТГ.
Узбекистан в экономике ОТГ
На долю стран ОТГ приходится 14,5% внешней торговли Узбекистана. За последние восемь лет товарооборот вырос почти втрое – с $3,34 млрд до $9,5 млрд. Экспорт увеличился до $3,5 млрд, импорт – до $6,1 млрд. Основными партнёрами остаются Казахстан ($4,3 млрд), Турция ($2,9 млрд), Туркменистан ($1,2 млрд) и Кыргызстан ($846 млн).
В структуре экспорта значительную долю занимают промышленные товары (33%), машины и оборудование (23%), а также продовольствие и химическая продукция. По расчётам ЦЭИР, Узбекистан способен увеличить экспорт в страны ОТГ ещё на $2,7 млрд, в том числе в Турцию на $1,8 млрд и в Казахстан на $500 млн, в Венгрию – на $200 млн и в Кыргызстан – на $100 млн.
Инвестиционное сотрудничество также демонстрирует положительную динамику, в частности, с 2017 по 2024 годы объём вложений стран ОТГ в Узбекистан превысил $7,5 млрд, число совместных предприятий выросло в 4,5 раза. Ведущим инвестором выступает Турция с $1,8 млрд вложений, направленных в строительство, текстиль и логистику.
Анализ ЦЭИР, также показывает имеющиеся дополнительные возможности расширения кооперационных связей с странами ОТГ в таких отраслях как текстильная промышленность, производство одежды и кожи, ювелирная отрасль, продовольствие, строительные материалы и тд.
Инвестиционное сотрудничество стран ОТГ
Наблюдается положительная динамика в привлечении инвестиций стран ОТГ в экономику Узбекистана, суммарный объем которых за 2017–2024 годы превысил $7,5 млрд, что подчеркивает стратегическую заинтересованность стран в долгосрочном экономическом сотрудничестве. С 2017 года число предприятий, созданных с участием капитала стран ОТГ, увеличилось в 4,5 раза до 3,6 тысяч по итогам 2024 года.
Турция стала ведущим инвестором, вложив $1,8 млрд. в экономику Узбекистана, что составляет почти 80% от общего объема привлеченных из стран ОТГ инвестиций. Инвестиции направлены в сферу строительства, текстильной отрасли и развития логистики, что показывает заинтересованность Турции сотрудничать в стратегически важных секторах экономики Узбекистана.
Заключение
Прошедшие саммиты ОТГ показали, что Организация уже имеет фундамент для системной экономической интеграции. Предложения Узбекистана о создании Тюркского инвестиционного фонда и Банка развития, запуске «зелёных коридоров» и цифровых торговых площадок, формировании транспортных советов и ежегодных экономических форумов задали вектор, который необходимо последовательно усиливать. Дальнейшие шаги должны быть направлены на институциональное закрепление этих инициатив, превращение их в реально действующие механизмы, а не декларации.
Важно ускорить практическую работу по гармонизации таможенных процедур и цифровому документообороту, чтобы транскаспийский и другие транспортные маршруты стали конкурентоспособными на глобальном уровне.
Одновременно стоит укреплять инструменты совместного финансирования (Тюркский инвестфонд и Банк развития), чтобы именно они стали опорой для кооперационных проектов в промышленности, аграрном секторе и энергетике.
Особое внимание нужно уделить устойчивому развитию, проектам в области «зелёной» экономики, экологии и продовольственной безопасности.
Таким образом, опыт последних лет показывает, что Узбекистан стал драйвером экономической интеграции в рамках ОТГ. Однако ключевая задача следующего этапа – превратить эти инициативы в устойчивые институты.
Обид Хакимов,
директор Центра экономических
исследований и реформ